ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 10 июля 2020

    Публикуем материалы первого за 2020 год номера нашего журнала. Продолжается рубрика «К 90-летию РМАНПО», пополняются разделы «Практика» и «Профессия». Ждем новых авторов!

  • 31 мая 2020

    Вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2019 год. Читайте статьи специалистов и преподавателей кафедр РМАНПО. Ждем Ваши отзывы, замечания и предложения, и, конечно же, новые материалы!

  • 23 апреля 2020

    Обращаем ваше внимание на актуальную на сегодня публикацию кафедры эпидемиологии РМАНПО (М.И. Петрухина, Н.Г. Политова, Н.В. Старостина, Н.А. Алешо), посвященную программам повышения квалификации специалистов в данной области.

  • 20 апреля 2020

    Навстречу юбилею Великой Победы мы публикуем в третьем номере статьи М.М. Кнопова и Н.В. Шестак, посвященные самоотверженному труду военных медиков и Центрального института усовершенствования врачей (теперь РМАНПО).

  • 16 апреля 2020

    А вот и третий номер увидел свет! Читайте статьи специалистов и преподавателей нашей Академии.

  • 20 марта 2020

    Опубликован второй номер нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Ждем Ваши замечания и предложения, а также новые статьи по тематике издания.

Выпуск #1/20

УДК 616-092.19(075.8)
Шифр специальности ВАК 13.00.08, 14.03.09

ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ К ТРАНСЛЯЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ: РОЛЬ, ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИЕ УГЛУБЛЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИММУНОЛОГИИ

Аннотация:

Мощное развитие иммунологии основано на современных достижениях молекулярной генетики, биохимии, биотехнологии и др. К наиболее значимым достижениям иммунологии можно отнести теоретическое обоснование и создание современных подходов к профилактике, диагностике и лечению заболеваний инфекционной и иной патологии. Широкое практическое применение получило более 40 вакцин для профилактики социально-значимых инфекционных и онкологических заболеваний человека, благодаря чему были спасены сотни миллионов жизней. Разработаны иммунодиагностические подходы, позволяющие идентифицировать этиологические факторы и определять механизмы иммунопатогенеза заболеваний различной природы. Создано принципиально новое перспективное направление в медицине, получившее название «таргетная (мишеневая) терапия», основанное на применении моноклональных антител против конкретных молекул, участвующих в иммунопатогенезе. Закономерно, что высокий интерес к иммунологии и расширение преподавания этой дисциплины наблюдаются во всех странах мира. Актуально изучение основ медицинской иммунологии путем трансляции новейших фундаментальных знаний в образовательный процесс и практическую медицину. В связи с этим авторами предлагается формирование сквозных программ преподавания иммунологии для профессорско-преподавательского состава, клинических ординаторов, аспирантов, научных сотрудников Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России с выделением оптимального количества учебных часов. Также мы предлагаем проведение школ по иммунологии для молодых ученых и врачей. Сотрудниками кафедры медицинской биохимии и иммунопатологии представлена информация о разработанных программах обучения в области иммунологии для контингента Академии и перспективных планах по новым образовательным продуктам обучения. Для углубленного изучения медицинской иммунологии авторы рекомендуют современную литературу.

Ключевые слова:

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, педагогика, фундаментальные знания, медико-биологическое направление, дополнительное профессиональное медицинское образование, клиническая иммунология, методики преподавания, образовательные программы, профессорско-преподавательский состав, ординаторы, аспиранты, научные сотрудники, врачи.

В последние десятилетия процесс накопления знаний такой фундаментальной научной дисциплины, как иммунология, имеет лавинообразный характер. Столь мощное развитие основано на современных достижениях молекулярной генетики, биохимии, биотехнологии и др. За последние полвека иммунология внесла в медицину и биологию целый ряд новых понятий, обеспечила генерацию прогрессивных идей не только в области иммунодиагностики, но и в иммунотерапии заболеваний. Многие патологические процессы в последние годы рассматриваются через призму иммунных взаимоотношений [1]. В частности, к наиболее значимым достижениям иммунологии можно отнести теоретическое обоснование и создание современных подходов к профилактике, диагностике и лечению заболеваний инфекционной и иной патологии [2].

Достаточно ярко характеризуются успехи иммунологии в вакцинации, прошедшей сложный путь от эмпирического подхода к созданию высоко иммуногенных молекулярно-генетических конструкций. Так, широкое практическое применение получило более 40 вакцин для профилактики социально-значимых инфекционных заболеваний человека, благодаря чему были спасены сотни миллионов жизней [3]. Очевидно, что вакцинация, наряду с антибиотикотерапией и другими факторами, привела к значительному увеличению продолжительности жизни человеческой популяции.

Не менее значимым успехом научной иммунологии для медицины явилась разработка иммунодиагностических подходов, позволяющих идентифицировать этиологические факторы и определять механизмы развития иммунопатогенеза заболеваний различной природы: аллергии, первичных и вторичных иммунодефицитов, аутоиммунных расстройств, опухолевых процессов, патологии беременности и др.

Детальное изучение механизмов иммунопатогенеза позволило создать принципиально новое направление в медицине, получившее название «таргетная (мишеневая) терапия», основанное на применении моноклональных антител против конкретных молекул, в частности цитокинов, реализующих воспалительный ответ, а также иммунотерапию некоторых видов опухолей [3].

Изучение иммунопатологии является важным для многих нозологий, а при некоторых патологических состояниях (инфекции 1–2 группы опасности, иммунология репродукции и другие области) иммунный ответ интенсивно исследуется. Высокий интерес к иммунологии и расширение преподавания этой дисциплины наблюдается во всех странах мира [4, 5].

Таким образом, необходимость в получении знаний по медицинской иммунологии профессорско-преподавательскому составу (ППС), врачам разных специальностей и научным сотрудникам очевидна и актуальна. Изучение медицинской иммунологии включает следующие аспекты:

  • принципы иммунного ответа;
  • механизмы защиты хозяина и воспаление;
  • механизмы защиты хозяина от инфекционных агентов;
  • иммунные дефициты;
  • аллергические болезни;
  • системные иммунные заболевания;
  • органоспецифические воспалительные заболевания;
  • иммунология неоплазий;
  • иммунология репродукции;
  • трансплантация;
  • профилактика и терапия иммунологических болезней;
  • иммунодиагностика,
  • иммунокардиология,
  • иммунофармакология и прочие направления [1].

Преподавание иммунологии как самостоятельного курса в нашей стране было начато профессором Р.В. Петровым в 1965 году на медико-биологическом факультете Новосибирского государственного университета с последующим созданием первой самостоятельной кафедры иммунологии в 1972 году во 2-м МОЛГМИ (зав. кафедрой академик РАМН Р.В. Петров). Сегодня преподавание иммунологии расширилось во многих медицинских и биологических вузах.

Наш опыт преподавания иммунологии врачам, клиническим ординаторам и аспирантам показывает их недостаточные компетенции и отсутствие мотивации к получению знаний в этой области, что связано с ограниченным временем в программах для освоения основ медицинской иммунологии в медицинских вузах. Бесспорно, назрела необходимость внесения дополнений в базовое университетское медицинское образование в целях придания иммунологии статуса обязательной дисциплины для врачей всех специальностей.

Целью данной статьи является актуализация трансляции новейших фундаментальных знаний в образовательный процесс и практическую медицину. Для реализации этих целей нами предлагается продумать вопросы формирования сквозных программ преподавания иммунологии с выделением оптимального количества учебных часов для профессорско-преподавательского состава, клинических ординаторов, аспирантов, научных сотрудников РМАНПО Минздрава России. Считаем необходимым дополнительно рассмотреть возможность организации школы по иммунологии для молодых ученых и врачей.

Принцип непрерывного профессионального образования – это получение на постоянной основе новых фундаментальных знаний о современных достижениях в области иммунологии и использование их для разработки технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

Полагаем, что знание основ медицинской иммунологии клиническими ординаторами и аспирантами приведет их к принципиально новому уровню понимания этиологии и патогенеза, лечения и профилактики профильной патологии (в областях педиатрии, ревматологии, внутренних болезней, хирургии, акушерства и гинекологии, онкологии, трансплантологии и др.).

Появление в терапии различных заболеваний новых концепций, связанных с воздействием моноклональных антител на конкретные «мишеневые» молекулы, предоставляет большие возможности для врачей, что ставит неотложную задачу углубленного изучения клинической иммунологии в вузах и учреждениях постдипломного образования.

На кафедре медицинской биохимии и иммунопатологии РМАНПО реализуется полный курс преподавания фундаментальной и клинической иммунологии, включающий основы дисциплины, механизмы иммунопатогенеза и клинические проявления первичных и вторичных иммунодефицитных состояний, их клинико-лабораторную, иммунологическую и молекулярно-генетическую диагностику. Обсуждаются принципы комплексного лечения с использованием биологических и иммунотропных препаратов.

Утвержденная в РМАНПО Минздрава России Программа обучения ординаторов и аспирантов в области фундаментальной медицины по разделу «Иммунология» включает полноценный курс лекций, практических занятий и семинаров, логически взаимосвязанных с теоретическим материалом.

Однако для успешного обучения клинической иммунологии необходимо проводить занятия небольшими группами с учетом основной специализации слушателей. Лекционные и семинарские занятия важно сочетать с подготовкой ординаторами и аспирантами рефератов и научных статей, используя при этом очно-заочную форму обучения. Такой подход обеспечит дополнительную мотивацию к освоению медицинской иммунологии с последующим использованием в лечебной и преподавательской работе. Важно отметить, что у кафедры имеются хорошо оснащенные базы, где можно применять полученные фундаментальные знания и проводить научные исследования. При этом слушатели не только повысят базовый уровень знаний, необходимых в клинической практике, но также приобретут ценный опыт по подготовке научных публикаций. Очевидно, что такая модель непрерывного профессионального образования отвечает современным требованиям для обучения клинических ординаторов и аспирантов и по другим дисциплинам фундаментальной медицины в рамках Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ).

Важнейшей проблемой преподавания иммунологии в вузах и учреждениях последипломного образования является подготовка квалифицированных кадров преподавателей. Междисциплинарный характер предмета иммунологии диктует необходимость ее изучения преподавателями любой медицинской специальности.

В связи с этим важным шагом в трансляции иммунологии является не только обучение ординаторов и аспирантов, но и проведение онлайн-курсов для профессорско-преподавательского состава Академии, на которых освещаются фундаментальные и частные аспекты дисциплины, с учетом различной базовой специализации ППС РМАНПО Минздрава России.

В 2020 году была разработана и утверждена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) научно-педагогических работников и научных сотрудников по теме «Заболевания иммунной системы в клинической практике» (срок обучения – 36 академических часов). Актуальность программы обусловлена необходимостью ознакомления преподавателей с современными представлениями о классификации, механизмах формирования и патогенезе заболеваний иммунной системы, в основе которых лежат иммунопатологические процессы, связанные с молекулярно-генетическими нарушениями регуляции продукции и функционирования гуморальных и клеточных факторов иммунной системы; алгоритмах клинико-лабораторного обследования и иммунодиагностики, молекулярно-генетических маркерах, подходах к иммунотерапии и иммунопрофилактике с целью использования полученных знаний в педагогическом процессе и научной деятельности.

Начиная с 2021 года, приоритет планируется отдать краткосрочным циклам по 36 и 72 академических часа. В целях доступности и публичности следует предусмотреть обязательное размещение информации о проведении курсов и стажировок на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

В разгар пандемии Covid-19 (в марте – мае 2020 года) была разработана и утверждена ДПП ПК врачей разных специальностей ЛПУ по теме «Заболевания иммунной системы в клинической практике» длительностью обучения 36 академических часов. Цель программы заключается в приобретении и совершенствовании врачами компетенций, связанных с предупреждением, диагностикой и лечением заболеваний иммунной системы, в основе патогенеза которых лежат иммунопатологические процессы, связанные с нарушениями молекулярно-генетических механизмов регуляции продукции и функционирования гуморальных и клеточных факторов иммунитета.

В рамках раздела программы ДПО врачей «Протективный иммунитет при бактериальных и вирусных инфекциях: особенности формирования, основные эффекторные механизмы» кафедра разрабатывает ДПП ПК для цикла, который включен в учебно-производственный план на 2021 год, «Молекулярные механизмы репликации вируса SARS-Cov-2 и иммунный ответ организма» в свете современной действительности – пандемии новой коронавирусной инфекции.

Сотрудники кафедры активно участвовали в дистанционном 18-часовом цикле «Особенности клинической лабораторной диагностики при новой коронавирусной инфекции Сovid-19», который проходил в марте 2020 года в рамках ДПО ПК медицинских работников (биологов и врачей) клинической лабораторной диагностики, вызвавшем значительный интерес. В цикле приняло участие более 200 слушателей. Для этой программы были записаны две лекции с аудиосопровождением, длительностью по одному академическому часу каждая: «Особенности иммунопатологических процессов при коронавирусной инфекции» и «Диагностика инфицированности Сovid-19 методами иммунохимического анализа». Данные лекции доступны в аудиозаписи и дополняют базовые циклы клинической лабораторной диагностики (иммунология), которые в настоящее время проводятся кафедрой в дистанционном режиме (https://cloud.mail.ru/public/2cTr/3GTauhQub).

Следует подчеркнуть, что обучение на кафедре иммунологии в РМАНПО Минздрава России с 1986 года осуществляется под руководством академика РАН К.П. Кашкина. За это время сотрудники кафедры приобрели большой педагогический опыт по трансляции фундаментальных знаний в практическую медицину. Работа кафедры иммунологии продолжается и после проведенной в 2019 году реорганизации кафедры – ее слияния с кафедрой медицинской биохимии и образования кафедры медицинской биохимии и иммунопатологии (заведующий кафедрой доктор медицинских наук С.П. Казаков). На постоянной основе по утвержденной учебно-производственной программе проводятся сертификационные циклы «Клиническая лабораторная диагностика» (иммунология) длительностью 144 и 180 академических часов. Кроме того, на протяжении значительного периода времени (более 20 лет) кафедра принимает активное участие в проведении части цикла «Аллергология и клиническая иммунология» (по базовым аспектам иммунологии) длительностью 144 академических часа для врачей-аллергологов, иммунологов, а также для ординаторов и аспирантов по этой же специальности.

Опираясь на опыт проведения кафедрой первой школы по иммунологии в 2018 году, планируется проведение конференции в октябре 2020 года «Противоопухолевая иммунотерапия; от лабораторной диагностики к клиническому применению» как обучающего мероприятия с участием молодых ученых, ординаторов и аспирантов РМАНПО Минздрава России.

Необходимым компонентом при обучении является работа с рекомендуемой учебной литературой, которая позволяет увеличивать объем получаемых знаний в рамках очно-заочного обучения и расширяет кругозор слушателей по нашей дисциплине применительно к своей специальности.

В последнее десятилетие отмечается активная подготовка и издание учебных и наглядных пособий, учебников отечественными и зарубежными авторами, в том числе и сотрудниками нашей кафедры [6, 7]. Рекомендуемый список литературы по основам взаимодействия иммунной системы и иммунопатологических процессов можно получить на кафедре медицинской биохимии и иммунопатологии Академии.

Таким образом, в целях, задачах и планах кафедры определяющими являются трансляция фундаментальных знаний в области иммунопатологии и медицинской биохимии профессорско-преподавательскому составу, врачам, ординаторам, аспирантам, научным сотрудникам и молодым ученым РМАНПО Минздрава России и других вузов, научных институтов России для понимания происходящих в иммунной системе процессов и использования полученных знаний в своей образовательной, научной и практической деятельности.

 

Список литературы

  1. Rich R., Fleisher T., Shearer W., Schroeder H. et al. Clinical Immunology. Principles and Practice. – 5-th ed. – Elsevier, 2019. – P. 1392.
  2. Клиническая иммунология и аллергология: федеральные клинические рекомендации / Под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. – М.: Фармарус Принт Медиа, 2015. – 92 с.
  3. Murphy K.M., Weaver C. Janeway’s Immunobiology. – 9th ed. – New York: Garland Science, 2017. – 904.
  4. Abbas A.K., Lichtman A.H., Pillai S. Basic Immunology: Functions and Disorders of the Immune System. – 6th ed. – Philadelphia: Elsevier, 2020. – 320 p.
  5. Punt J., Stranford S., Jones P., Owen J.A. Kuby Immunology. – 8-th ed. –New York: W.H. Freeman, 2018. – 944 p.
  6. Клиническая лабораторная диагностика: Национальное руководство. В 2-х томах / Под ред. В.В. Долгова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 928 с.
  7. Хаитов Р.М., Гариб Ф.Ю. Иммунология. Атлас. – 2-е изд., обновл. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 416 с.

 

Сведения об авторах

Казаков Сергей Петрович – доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской биохимии и иммунопатологии Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

Гариб Фируз Юсупович – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры медицинской биохимии и иммунопатологии Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

Яровая Галина Алексеевна – доктор биологических наук, профессор, почетный заведующий кафедрой медицинской биохимии и иммунопатологии, декан Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, (Москва).

Степанова Елена Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской биохимии и иммунопатологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

Скуинь Людмила Михайловна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской биохимии и иммунопатологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

 

FROM FUNDAMENTAL KNOWLEDGE TO TRANSLATIONAL MEDICINE: ROLE, FORMS AND SIGNIFICANCE OF IN-DEPTH TEACHING OF MEDICAL IMMUNOLOGY

S.P. Kazakov – Sci D. in Medicine, Associate Professor, Head of Department of medical biochemistry and immunopathology of the Academic educational center of fundamental and translation medicine of the Federal state budgetary educational institution of additional professional education «Russian medical Academy of continuing professional education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow).

F.U. Garib – Sci D. in Medicine, Professor, Professor of the department of medical biochemistry and immunopathology of the Academic educational center of fundamental and translation medicine of the Federal state budgetary educational institution of additional professional education «Russian medical Academy of continuing professional education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow).

G.A. Yarovaya – Sci. D. in Biology, Professor, Honored head of Department of medical biochemistry and immunopathology, Dean of the Academic educational center of fundamental and translation medicine of the Federal state budgetary educational institution of additional professional education «Russian medical Academy of continuing professional education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow)

E.N. Stepanova – PhD in Medicine, Associate Professor of Department of medical biochemistry and immunopathology of the Academic educational center of fundamental and translation medicine of the Federal state budgetary educational institution of additional professional education «Russian medical Academy of continuing professional education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow).

L.M. Skuin – PhD in Medicine, Associate Professor of Department of medical biochemistry and immunopathology of the Academic educational center of fundamental and translation medicine of the Federal state budgetary educational institution of additional professional education «Russian medical Academy of continuing professional education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow).

Abstract:

Powerful development of immunology is based on modern achievements of molecular genetics, biochemistry, biotechnology, etc. The most significant achievements of immunology include the theoretical justification and creation of modern approaches to the prevention, diagnosis and treatment of infectious and other pathologies. More than 40 vaccines aimed at preventing socially significant infectious and oncological human diseases have been widely used in practice, which has saved hundreds of millions of lives. Immunodiagnostic approaches have been developed to identify etiological factors and determine the mechanisms of immunopathogenesis of diseases of various nature. A fundamentally new promising direction in medicine has been created, it is called targeted therapy, based on the use of monoclonal antibodies that are strictly directed against specific molecules involved in immunopathogenesis. Naturally, high interest in immunology and the expansion of teaching this discipline are observed in all countries of the world. There is an urgent need to study the basics of medical immunology by translating the latest fundamental knowledge into the educational process and practical medicine. In this regard, the authors propose the formation of end-to-end programs of teaching immunology for the teaching staff, clinical residents, graduate student, research staff of the Russian medical Academy of continuous postgraduate education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation with the allocation of the optimal number of training hours, as well as the organization of schools on immunology for young scientists and doctors. The professor and teaching staff of the Department of medical biochemistry and immunopathology provides information about the developed immunology training programs for the Academy's contingent and prospective plans for new educational training products. For an in-depth study of medical immunology, the authors recommend modern literature.

Keywords:

Russian medical Academy of continuing professional education, pedagogy, fundamental knowledge, medical and biological direction, additional professional medical education, clinical immunology, teaching methods, educational programs, teaching staff, residents, graduate student, researchers, doctors.