ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 10 марта 2019

    Наш журнал открыт для сотрудничества со специалистами и преподавателями медицинских вузов и организаций со всей страны. Как связаться с редакцией Вы можете узнать на странице нашего сайта «Контакты». Продолжаем набор материалов в в первый и второй выпуски нашего издания.

  • 25 января 2019

    Четвертый номер нашего журнала наконец-то появился на страницах нашего сайта. Читайте статьи номера, делитесь своими мнениями. Ждем Ваших материалов в первые номера 2019 года.

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

  • 23 октября 2018

    Закончилось лето и пришла настоящая осень. А у нас вышел второй номер журнала. Ждем Ваших откликов и оценок!

  • 23 мая 2018

    Наконец-то, первый номер опубликован. Поздравляем наших авторов и сотрудников редакции!

Выпуск 4/18

УДК 614:23
14.02.03

Медицинское образование в России: история, современное состояние, принципы (продолжение)

Аннотация:

В статье рассматриваются исторические аспекты  развития медицинского образования в России,  анализируется его современное состояние. Затрагиваются вопросы симуляционного обучения, аккредитации специалистов. В статье отражены основные положения  Концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, показана роль Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования в системе российского медицинского образования.

Ключевые слова:

история медицины, медицинское образование, симуляционное обучение, аккредитация специалистов, непрерывное медицинское образование, дополнительное профессиональное образование.

Современное медицинское образование строится на ряде принципов, среди которых одним из важнейших является учет кадровой потребности регионов Российской Федерации. Реализация среднесрочных перспектив планирования потребности и расстановки кадров в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации осуществляется сегодня посредством целевой подготовки.

С 1 сентября 2013 года нормами статьи 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] закреплены понятия «целевой прием» (прием абитуриентов на первый курс образовательной организации на определенные специальности (направления подготовки), проводимый по отдельному конкурсу) и «целевое обучение» (обучение по целевому направлению федерального государственного органа, органа государственной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения, унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственного общества, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования).

Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

Квота целевого приема на обучение по медицинским и фармацевтическим специальностям, определяемая Минздравом России для подведомственных образовательных организаций, ежегодно устанавливается на уровне более 50%, а в ряде организаций Минздрава России по результатам зачисления по отдельным специальностям она достигает 80%.

Комплексом мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 года № 614-р [2], предусматривается развитие системы целевого приема в образовательные учреждения высшего медицинского образования. Эти меры предоставляют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе не имеющим на своей территории образовательных организаций высшего медицинского образования, возможность для осуществления подготовки специалистов в рамках целевого приема и целевого обучения. Так, доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские и фармацевтические организации соответствующего субъекта Российской Федерации, составляет около 90%.

Количество мест  целевого приема определяется в каждом субъекте Российской Федерации в зависимости от конкретной кадровой потребности на местах, выявляемой при помощи Федерального регистра медицинских работников [3].

Немаловажным принципом, внедряемым сегодня в образовательный процесс, является принцип формирования компетенций с использованием возможностей симуляционного обучения. Традиционно система обучения медицинских специалистов обеспечивалась функционированием кафедр в вузах и работой преподавателей в училищах (техникумах, в дальнейшем — колледжах). Такое обучение подразумевало теоретическую подготовку в виде лекций и практических занятий, а также обучение посредством участия в осуществлении медицинской деятельности под контролем работников образовательных организаций на практических занятиях или производственной практике. При этом на ряде кафедр вузов и в медицинских училищах (колледжах) на практических занятиях использовались простейшие фантомы и тренажеры для отработки отдельных практических навыков, но эта подготовка не носила системного и регулярного характер, а также редко оканчивалась объективной проверкой правильного использования навыка в ходе профессиональной деятельности.

С целью устранения указанной диспропорции в медицинских образовательных организациях в последние годы активно внедряется симуляционное обучение – система, позволяющая сымитировать модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения единства подходов и системного внедрения симуляционного обучения Минздравом России была поставлена цель разработать Концепцию симуляционного обучения (п. 3.3 Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в Министерстве здравоохранения Российской Федерации») [4] (далее – Концепция).

Концепция исходит из того, что в ходе подготовки специалистов учебное время перераспределяется таким образом, чтобы между теоретической подготовкой и участием в осуществлении медицинской деятельности появились обязательные модули симуляционного обучения. При этом для специальностей, не связанных с выполнением хирургических вмешательств, этап симуляционного обучения в лаборатории подразумевает обучение по программам «Стандартизированного пациента», когда роль пациента играет специально подготовленный для этого человек.

Оснащение симуляционных центров медицинских образовательных организаций осуществляется в том числе с учетом потребностей практического здравоохранения региона. В таких центрах регулярно проходят обучения врачи по программам дополнительного профессионального образования и программам повышения квалификации.

Действующая в Российской Федерации система образования медицинских специалистов способствует совершенствованию оказания медицинской помощи, но не обеспечивает выявления врачей и медицинских сестер с недостаточным уровнем подготовленности и плохими показателями деятельности, так как не направлена на оценку всех сфер компетентности специалистов. Внедрение контроля уровня подготовленности через систему симуляционного обучения призвано  способствовать решению этой проблемы.

Симуляционное обучение, таким образом, является сегодня одним из наиболее эффективных методов приобретения и прочного закрепления практических навыков без риска нанесения вреда пациенту, развития способности быстрого принятия решения, в связи с чем широкое внедрение имитационных технологий обучения – одна из самых важных составляющих в процессе преподавания в образовательных организациях при подготовке специалистов с медицинским образованием. Во всех образовательных организациях, находящихся в ведении Минздрава России, используются современные симуляторы и фантомы, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся по различным образовательным программам на современном уровне.

Концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года. Одним из основных принципов, положенных в основу медицинского образования в России, является принцип непрерывности – обучения на протяжении всей жизни. С 2016 года, когда был осуществлен первый выпуск специалистов, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам, и внедрена аккредитация специалиста, созданы условия для модернизации системы дополнительного профессионального образования, построенного на принципе непрерывности обучения в течение всей профессиональной деятельности специалиста.

В этих целях в 2014 году разработана и в 2017 году приказом Минздрава России утверждена Концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Концепция НМО) [5], определяющая теоретический вектор направления непрерывного профессионального образования.

Концепция НМО представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение ими своего профессионального уровня и расширение квалификации.

Целью Концепции НМО является подготовка высококвалифицированных специалистов здравоохранения, совершенствование системы дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников, интеграция инновационных образовательных технологий в медицинское и фармацевтическое образование для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению вне зависимости от места ее оказания.

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование обеспечивает возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни и осуществляется через:

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
  • индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.

Профессиональная функция обеспечивает формирование у медицинского или фармацевтического работника необходимых профессиональных компетенций и квалификаций и, как следствие, повышение качества оказываемой им медицинской помощи.

Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия медицинского и фармацевтического работника с обществом, обеспечивает адаптацию к повышенному уровню ответственности перед гражданином и обществом.

Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей медицинского и фармацевтического работника в профессиональной сфере, предоставляет возможность получения новой квалификации и профессионального роста.

Концепция НМО основывается на следующих принципах:

  • непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности, реализующегося в профессионально-квалификационном и профессионально-должностном росте;
  • преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования, обеспечивающая развитие компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками, от применения самооценки в профессиональной деятельности к формированию профессиональных компетенций;
  • персонификация дополнительного профессионального образования, обеспечивающая возможность выбора траектории профессионального развития, выбора темпа и условий получения знаний в зависимости от индивидуальных потребностей и занимаемой должности;
  • информатизация образовательного процесса, связанная с широким использованием информационных технологий в процессе постоянного обмена информацией, идеями, опытом, которые доступны и создают возможность обобщать приобретаемые знания;
  • регламентность обучения обеспечивается системой контроля и планирования образовательных мероприятий и самообразования в течение всей профессиональной деятельности.

Непрерывность обучения диктуется увеличением на фармацевтическом рынке числа высокоэффективных лекарственных средств, появлением высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, требующих высокой квалификации врачей, развитием информационно-коммуникационных технологий, позволяющих популяризировать дистанционные и электронные виды образования, осуществлять обмен опытом с коллегами и внедрение клинических рекомендаций непосредственно во время практической деятельности врачей, и может быть обеспечена в современных условиях персонализацией образовательной траектории, возможностью выбора обучающимися различных образовательных мероприятий, использованием электронного обучения, дистанционных и симуляционных технологий, стажировок, тьюторства.

При этом мотивация специалистов к систематическому обучению достигается за счет того, что результаты обучения будут востребованы в практической деятельности обучающегося, при этом система предоставляет возможность дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков. Кроме того, в обучении обеспечивается возможность интерактивного контакта специалиста с образовательными, научными, лечебными организациями и коллегами, который включает участие в профессиональных семинарах, конференциях, частное исследование, написание научных (исследовательских) работ, чтение периодики, информационный поиск, стажировку, преподавание, консультирование, экспертизу, наставничество, а элективность образовательного процесса обеспечивает свободу выбора целей, содержания, форм, методов, средств, длительности, места обучения.

Планируется развитие университетских клиник и клинических баз, активное внедрение новых образовательных технологий, симуляционных и тренинговых классов, экспериментальных операционных, виртуальных ситуационных программ и дистанционных интерактивных сессий, электронных информационных баз и библиотек, систем помощи молодому специалисту в принятии решений.

В результате реализации Концепции НМО будут обеспечены следующие эффекты:

  • создание динамической системы непрерывного профессионального образования врачей и провизоров, обеспечивающей систематическое повышение квалификации специалистов;
  • разработка и внедрение современных образовательных программ дополнительного профессионального образования по всем медицинским и фармацевтическим специальностям;
  • внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом;
  • обеспечение механизмов коррекции государственного задания на подготовку медицинских и фармацевтических специалистов с учетом современных потребностей практического здравоохранения;
  • формирование у медицинских и фармацевтических специалистов потребности в самообразовании;
  • установление социального партнерства по вопросам подготовки кадров между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, общественными и профессиональными организациями;
  • повышение удовлетворенности медицинских и фармацевтических работников качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации.

Реализация Концепции к 2021 году позволит осуществить разработку на основе порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательственной медицины не менее 4000 единиц интерактивных образовательных модулей, а также обеспечить участие в мероприятиях непрерывного медицинского и фармацевтического образования не менее 90% медицинских и фармацевтических работников государственных и частных организаций системы здравоохранения Российской Федерации.

Ежегодно по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в образовательных организациях Минздрава России обучаются более 200 тыс. слушателей. Информационная поддержка системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (далее – Портал), осуществляющим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (http://www.sovetnmo.ru).

Использование возможностей данного портала доступно всем специалистам здравоохранения, имеющим сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, прошедшим процедуру регистрации.

Сегодня пользователями портала являются более 400 тыс. врачей, из которых 177 тыс. специалистов сформировали индивидуальные пятилетние циклы профессионального развития и начали их выполнение; зарегистрированы личные кабинеты 482 организаций-провайдеров образовательных услуг, в том числе 103 подведомственных Минздраву России организаций. Для выбора и освоения доступно более 2010 интерактивных образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций, а также 19,1 тыс. образовательных программ, охватывающих весь спектр врачебных специальностей, в том числе более 8 тыс. программ, реализуемых с использованием симуляционных технологий, более 11,2 тыс. программ — с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, более 7 тыс. программ – с обучением в виде стажировок.

К настоящему времени в общей сложности более 103,6 тыс. врачей завершили обучение на циклах повышения квалификации, более 154,3 тыс. специалистов успешно освоили интерактивные образовательные модули, более 82 тыс. врачей участвовали в различных образовательных мероприятиях.

В целях реализации современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных специалистов здравоохранения, создания эффективной инновационной системы непрерывного профессионального образования, реализации инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций Минздрава России функционируют 13 научно-образовательных медицинских кластеров (11 – по территориальному признаку и 2 – по профильному) [6].

В рамках Концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования специалисты-медики получают дополнительное профессиональное образование. Предоставление услуг по программам дополнительного профессионального образования осуществляют образовательные организации,  находящиеся в ведении  Минздрава России, образовательные организации, подведомственные Минобрнауки России, а также образовательные организации другой ведомственной подчиненности.

Основным «игроком» здесь является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ДПО РМАНПО) (далее – Академия) — крупнейший учебный, научный и методический центр дополнительного и послевузовского профессионального образования кадров здравоохранения Российской Федерации.

В составе Академии 4 филиала, 5 факультетов (хирургический, терапевтический, педиатрический, стоматологический, профилактической медицины и организации здравоохранения) и 1 центр (академический образовательный центр фундаментальной и трансляционной медицины).

В структуру Академии также входят более 100 кафедр, научно-исследовательский центр, клиника, фундаментальная библиотека, отдел патентной и изобретательской работы и другие подразделения. Более 90% лиц, занимающих должности профессорско-преподавательского состава, имеют ученые степени докторов и кандидатов наук. В Академии работают 20 академиков РАН, 13 членов – корреспондентов РАН, 21 заслуженный деятель науки РФ, 48 заслуженных врачей РФ, 20 заслуженных работников высшей школы, 14 лауреатов Государственной премии и Премии Правительства Российской Федерации.

Академия располагает отработанными технологиями и опытом подготовки врачей в области высоких технологий, а также подготовки врачей первичного звена здравоохранения.

Научно–исследовательская деятельность Академии направлена на повышение качества медицинской помощи, совершенствование дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения, разработку современных подходов к лечению, профилактике, диагностике заболеваний.

Образовательная деятельность Академии осуществляется по программам высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации – аспирантура, ординатура), программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) в соответствии с государственным заданием Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 31.12.2012. — №53 (ч. 1). — Ст. 7598.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2013 №614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» // Собрание законодательства РФ. — 22.04.2013. — №16. — Ст. 2017.
  3. Приказ Росздравнадзора от 11.04.2007 №689-Пр/07 «Об утверждении структуры и регламента Интернет-сайта Федерального регистра медицинских работников» // Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. — Вып. 5. – М., 2007.
  4. Приказ Минздрава России от 15.08.2014 №446 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/71679992/.
  5. Приказ Минздрава России от 21.11.2017 №926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Приказ Минздрава России от 26.11.2015 №844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров» // СПС «КонсультантПлюс».

Сведения об авторе:

 Елена Григорьевна Веселкова — кандидат педагогических наук, заместитель начальника Управления организационного обеспечения развития медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО (Москва).

Abstract:

This article discusses the historical aspects of the development of medical education in Russia, analyzes its current state. The issues of simulation training, accreditation of specialists are touched upon. The article reflects the main provisions Of the concept of continuing medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period up to 2021, shows the role of the Russian medical Academy of continuing professional education in the system of Russian medical education.

Keywords:

medical history, medical education, simulation training, accreditation of specialists, continuing medical education, additional professional education.

Профессия 23.01.2019