ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 16 октября 2020

    Вышел в свет второй номер нашего журнала за 2020 год. Ведущие темы номера: цифровая педагогика и дистанционное образование в условиях пандемии, материалы к 90-летию РМАНПО.

  • 10 октября 2020

    Поздравляем наших коллег со 100 летием Казанской государственной медицинской академии! Подробности о юбилее читайте в во втором номере нашего журнала за этот год: https://bit.ly/2TbQVGc.

  • 10 июля 2020

    Публикуем материалы первого за 2020 год номера нашего журнала. Продолжается рубрика «К 90-летию РМАНПО», пополняются разделы «Практика» и «Профессия». Ждем новых авторов!

  • 31 мая 2020

    Вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2019 год. Читайте статьи специалистов и преподавателей кафедр РМАНПО. Ждем Ваши отзывы, замечания и предложения, и, конечно же, новые материалы!

  • 23 апреля 2020

    Обращаем ваше внимание на актуальную на сегодня публикацию кафедры эпидемиологии РМАНПО (М.И. Петрухина, Н.Г. Политова, Н.В. Старостина, Н.А. Алешо), посвященную программам повышения квалификации специалистов в данной области.

  • 20 апреля 2020

    Навстречу юбилею Великой Победы мы публикуем в третьем номере статьи М.М. Кнопова и Н.В. Шестак, посвященные самоотверженному труду военных медиков и Центрального института усовершенствования врачей (теперь РМАНПО).

Выпуск #2/20

Колонка редактора

Ключевые слова:

Бюро Отделения медицинских наук РАН, РМАНПО, КГМА, медицинское образование, врачи, медицина

07 октября 2020 г. состоялось выездное заседание Бюро Отделения медицинских наук РАН. Заседание прошло в Казани на базе Казанской государственной медицинской академии (КГМА) – филиала ФГБОУ ДПО Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования» Минздрава России (РМАНПО).

Тематика заседания: «Трансляция современных достижений науки в медицинское образование и практическое здравоохранение» и торжественное мероприятие, посвященное 100-летию Казанской Государственной медицинской академии.

Приветственное слово участникам заседания в видеозаписи прислал министр здравоохранения РФ Михаил Альбертович Мурашко.

В заседании приняли участие заместитель министра здравоохранения РФ Семенова Татьяна Владимировна, директор департамента науки и инновационного развития Министерства здравоохранения РФ Коробко Игорь Викторович, академик-секретарь Отделения медицинских наук РАН, академик РАН Стародубов Владимир Иванович, который выступил с докладом «Тренды развития медицинской науки» и др.

РМАНПО было представлена тремя докладами: «Приоритеты интеграции медицинской науки и образования. Вузовская наука – основа профессионального развития врача» (докладчики ректор РМАНПО, член-корреспондент РАН Дмитрий Алексеевича Сычев и президент РМАНПО, академик РАН Мошетова Лариса Константиновна), «Роль Казанских научных медицинских школ в развитии здравоохранения» (докладчик директор Казанской государственной медицинской академии – филиала РМАНПО, член-корреспондент РАН Хасанов Рустем Шамильевич) и «Трансляционная онкология в действии» (докладчики директор Казанской государственной медицинской академии – филиала РМАНПО, член-корреспондент РАН Хасанов Рустем Шамильевич и проректор по лечебной работе и международному сотрудничеству РМАНПО, академик РАН Поддубная Ирина Владимировна).

На заседании большое внимание было уделено вопросам медицинского образования, повышению квалификации врачей, необходимости своевременного обновления содержания обучения в соответствии со стремительным развитием медицинской науки.

В докладе профессоров Д.А. Сычева и Л.К. Мошетовой обсуждалась модель интеграции достижений медицинской науки, образования и практического здравоохранения. В соответствии с представленной моделью в основу разработки и актуализации ФГОСов и образовательных программ (в части профессиональной составляющей) закладывается профессиональный стандарт. В докладе было отмечено, что РМАНПО участвовала в разработке 58 из 64 утвержденных профстандартов в области медицины. Другой определяющий тезис  приводится из ФЗ 323: «Медицинская помощь оказывается … на основе клинических рекомендаций». Необходимость формирования способности выполнения трудовых действий и исполнения трудовых функций врачом определяет содержание обучения с учетом последних научных достижений медицины.

Для реализации модели интеграции в Академии создана инфраструктура,  включающая образовательные ресурсы (200 кафедр, 4 филиала, Институт методологии профессионального развития, Академический центр фундаментальной и трансляционной медицины, Центр подготовки педагогов непрерывного профессионального образования), научные подразделения (НИИ молекулярной и персонализированной медицины, 4 ЦНИЛ в филиалах, Центр контроля качества иммуногистохимических исследований), 130 баз практической подготовки и Клиника ядерной медицины, и обеспечивающая формирование и дальнейшее развитие практических врачебных умений. Особое значение в докладе придается подготовке компетентных педагогов, способных решить поставленные задачи.

В докладе профессора Р.Ш. Хасанова большое внимание было уделено истории становления и развития научных медицинских школ в Казани, а также образовательной деятельности в области подготовки кадров высшей квалификации и повышения квалификации врачей в Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Отмечено, что за последние годы в Татарстане наблюдается четкая динамика снижения показателя смертности среди лиц трудоспособного возраста, а в 2019 году показатель смертности трудоспособности населения по сравнению с 2018 годом уменьшился на 4,9%. В этом очевидна заслуга КГМА, в стенах которой ежегодно обучаются по 56 специальностям более 10 000  врачей, по 45 специальностям проходят подготовку ординаторы, по 3 направлениям подготовки обучаются аспиранты. Академия придерживается принципа: «Сохраняя и приумножая традиции прошлого, создавая медицину будущего, мы стремимся обеспечивать наивысшую квалификацию и профессионализм врача на основе новейших достижений науки».

Ректор Казанского государственного медицинского университета, профессор А.С. Созинов представил доклад на тему «Медицинское образование. Вызовы XXI века». Главными вызовами для здравоохранения и медицинского образования автор считает «стремительное увеличение информации, революционное изменение технологий, прежде всего, цифровых, во всех сферах жизни; изменения в обществе, сопровождающиеся десакрализацией медицины и социальной роли врача; дрейф нравственных ценностей в сторону индивидуального успеха, личной свободы, потребительской удовлетворенности. В докладе отмечена необходимость решения таких проблем как формирование и дальнейшее развитие педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава, направленность образовательной деятельности на реализацию идеологии ценностной медицины, модификация образовательных программ в соответствии с требованиями цифрового общества, дальнейшее внедрение высокотехнологичных медицинских симуляторов.

Необходимость включения в образовательный процесс повышения квалификации врачей результатов молекулярно-генетических исследований в области  персонализированной онкологии прозвучала в докладе «Трансляционная онкология в действии».

Вопросы актуализации образовательных программ были отмечены и в докладе руководства ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» Р.Ф. Шавалиева  и Е.В. Демьяновой «Актуальные вопросы безопасности пациентов в медицинских организациях». Для дальнейшего обсуждения докладчики предложили несколько тезисов, в том числе, «обязательное внесение вопросов управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в программы подготовки студентов, среднего медицинского персонала, а также программы профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования врачей».

Вечером того же дня было организовано торжественное мероприятие, посвященное столетнему юбилею Казанской государственной медицинской академии. Мероприятие посетил Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. Он поздравил коллектив КГМА и вручил награды сотрудникам академии.

 

Главный редактор научно-методического электронного журнала
 «Педагогика профессионального медицинского образования»
Н.В. Шестак

Keywords:

Bureau of the Department of medical Sciences of the Russian Academy of Sciences ,RMACPE, KSMA, medical education, doctors, medicine