ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 18 октября 2019

    Редакция журнала заключила Договор на размещение наших материалов в базе данных E-Library (РИНЦ). Теперь Ваши публикации будут учитываться в рейтингах публикационной активности и в кафедральных отчетах.

  • 18 сентября 2019

    У нас вышел первый номер 2019 года. Читайте и делитесь свои мнением о вышедших публикациях. Электронный адрес редакции см. на странице «Контакты»

  • 10 марта 2019

    Наш журнал открыт для сотрудничества со специалистами и преподавателями медицинских вузов и организаций со всей страны. Как связаться с редакцией Вы можете узнать на странице нашего сайта «Контакты». Продолжаем набор материалов в в первый и второй выпуски нашего издания.

  • 25 января 2019

    Четвертый номер нашего журнала наконец-то появился на страницах нашего сайта. Читайте статьи номера, делитесь своими мнениями. Ждем Ваших материалов в первые номера 2019 года.

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

Выпуск #1/19

378.147
14.02.03

Актуальные проблемы преподавания гигиенических дисциплин в современных условиях

Аннотация:

Приведены итоги Всероссийской конференции с международным участием «Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования», посвященной актуальным аспектам и опыту преподавания гигиенических дисциплин в различных образовательных организациях Российской Федерации. Отражены особенности подготовки специалистов в области медико-профилактического дела с учетом практикоориентированных требований Роспотребнадзора. Представлен опыт формирования учебных программ как на уровне специалитета, так и последипломного образования в системе непрерывного профессионального образования, новые формы обучения специалистов в области медико-профилактического дела в современных условиях. Список литературы:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы: утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г., №497.
  3. Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г., №399н).
Сведения об авторах: Хамидулина Х.Х., Лукичева Т.А., Лукашова Ю.А. - Российская медицинская академия прерывного медицинского образования (ФБГОУ ДПО РМАНПО, Москва)

Ключевые слова:

преподавание гигиенических дисциплин, специалист в области медико-профилактического дела, непрерывное профессиональное образование.

Кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России была организована и проведена Всероссийская конференция с международным участием «Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования». Конференция прошла 27-28 ноября 2018 года с участием 85 преподавателей, представителей Федеральных образовательных учреждений высшего и дополнительного образования из 12 регионов Российской Федерации, а также медицинских университетов Республики Беларусь. Более 30 докладов, сделанных в дни работы конференции, были посвящены актуальным аспектам и опыту преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного медицинского образования в Российской Федерации и Республике Беларусь.

В докладах отражены требования Роспотребнадзора к подготовке специалистов в области медико-профилактического дела, опыт реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по гигиеническим специальностям, подходы к формированию учебных программ в системе непрерывного профессионального образования, новые формы обучения специалистов в области медико-профилактического дела.

Отмечено, что в последние годы приняты Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, которые определили стратегические цели и задачи государственной политики развития образования в стране. В основе профессионального обучения – непрерывное совершенствование знаний и навыков в течение всей трудовой деятельности. Это обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональным стандартом в области медико-профилактического дела.

В основу учебно-педагогической работы гигиенических кафедр положена концепция непрерывного образования по модульной системе и реализация компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования – способности (готовности) специалиста действовать в профессиональной ситуации. О значимости подобного подхода свидетельствует опыт работы Белорусского государственного медицинского университета по использованию в учебном процессе ситуационных заданий на занятиях. Как отмечают сотрудники Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского и Оренбургского ГМУ, занятия со студентами медико-профилактического факультета практикоориентированы, скорректированы с учетом региональных особенностей и проводятся на базах потенциальных работодателей.

Преподавателями Воронежского, Екатеринбургского и Сеченовского университетов представлены материалы по организации и формированию исследовательских навыков у студентов-выпускников в области медико-профилактического дела на основе самостоятельной исследовательской работы и участия в научных мероприятиях.

Решение части проблем непрерывного профессионального медицинского образования преподаватели Рязанского ГМУ им. академика И.П. Павлова и Казанского ГМУ видят в расширении внедрения дистанционных образовательных технологий и программ на их основе.

Участниками конференции было отмечено, что включение инновационных технологий с элементами геймификации в программу учебных занятий неизменно находит положительный отклик со стороны слушателей циклов повышения квалификации, повышает мотивацию к обучению, развивает творческий подход к работе, расширяет кругозор, повышает самооценку, что в целом способствует росту профессиональной компетенции специалистов. О возможности электронного, дистанционного и симуляционного обучения, использования тренингов и обучающих мастер-классов рассказали сотрудники РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ФГБНУ «НИИ медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», Белорусского государственного медицинского университета и нашей академии.

Все участники конференции пришли к заключению, что педагог непрерывного медицинского образования в условиях новой образовательной парадигмы является главным действующим лицом в учебно-воспитательном процессе, обеспечивая своими профессиональными и личностными качествами необходимый уровень подготовки по преподаваемой им дисциплине, и сам нуждается в регулярном повышении квалификации.

 

В результате обсуждения актуальных аспектов преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования участники конференции констатировали:

  • основной целью современного образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к социальной мобильности, постоянному профессиональному росту, обучению в течение всей жизни;
  • компетентностный подход предполагает, что знания должны быть систематизированы и организованы прежде всего по принципам полезности, научности, актуальности;
  • дополнительное профессиональное образование является ключевым элементом системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающим эффективное и своевременное удовлетворение системой образования потребностей и запросов, возникающих на современном рынке труда, посредством сохранения и развития кадрового потенциала инновационной экономики, переобучения кадров в соответствии с изменяющимися ФГОС;
  • необходимость формирования у врачей лечебного профиля мышления, направленного на профилактику возникновения заболеваний;
  • необходимость использования новых образовательных технологий, в первую очередь проверенных современных методов преподавания, таких как «круглый стол», «деловая игра», «дискуссия», «мозговой штурм», которые повышают квалификацию, мотивацию к обучению, развивают творческий подход к работе, расширяют кругозор, повышают самооценку, что в целом способствует повышению профессиональной компетенции специалистов;
  • значительные резервы улучшения профессиональных качеств педагога медико-профилактического направления следует искать не только в совершенствовании педагогического мастерства, но и в возможности комплексной деятельности с региональными органами Роспотребнадзора и научно-исследовательскими организациями;
  • внедрение системы непрерывного медицинского образования в практику дополнительного профессионального образования специалистов медико-профилактического дела требует дальнейшей разработки директивного, учебно-методического и технического обеспечения учебного процесса, дальнейшего развития и использования дистанционного образования.

Abstract:

The results of the all-Russian conference with international participation «Teaching of hygienic disciplines in the system of continuous professional education» devoted to the actual aspects and experience of teaching of hygienic disciplines in various educational organizations of the Russian Federation are discussed. Features of training of experts in the field of medical and preventive care taking into account the practice-oriented requirements of Rospotrebnadzor are reflected. The article presents the experience of formation of training programs both at the level of specialty and postgraduate education, in the system of continuous professional education, new forms of training of specialists in the field of medical and preventive care in modern conditions.

Keywords:

teaching hygiene related disciplines, specialist in the medical and preventive care, continuing professional education.

Практика 18.10.2019