ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

  • 23 октября 2018

    Закончилось лето и пришла настоящая осень. А у нас вышел второй номер журнала. Ждем Ваших откликов и оценок!

  • 23 мая 2018

    Наконец-то, первый номер опубликован. Поздравляем наших авторов и сотрудников редакции!

  • 26 апреля 2018

    19-20 апреля 2018 г. состоялась ежегодная IX Конференция молодых ученых с международным участием «Трансляционная медицина: возможное и реальное». В конференции приняли участие 314 человек. Сборник материалов конференции состоит из 223 тезисов, из которых 137 были представлены молодыми учеными РМАНПО, а…

  • 10 марта 2018

    Продолжаем прием статей и материалов в наш первый выпуск научно-методического журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Ждем Ваши статьи для рубрик: «Профессия», «Практика», «Новое в науке», «Дискуссия». Правила оформления статей читайте на странице нашего сайта «Авторам». Материалы следует направлять на редакционный адрес: avtor@rmapo.ru.

Выпуск #2/18

614.2
14.02.03

АККРЕДИТАЦИЯ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГЕНЕТИКА» И «ЛАБОРАТОРНАЯ ГЕНЕТИКА»: ОЖИДАНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ «МЕДИЦИНСКИХ» И «НЕМЕДИЦИНСКИХ» СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация:

В обзорной статье проведен анализ нормативной документации по внедрению в России процедуры аккредитации медицинских специалистов. Проанализирована особенность работы в области генетики человека, роль специалистов «немедицинского профиля» – биологов, химиков, биоинформатиков – в современной генетической лаборатории. Показано, что, несмотря на важную роль данных специалистов в современной генетической лаборатории, практически отсутствует возможность трудоустройства их в лечебно-профилактические учреждения, а в структуре НМО не прописан путь повышения их квалификации. Предложены и вынесены на дискуссию возможные пути решения сложившейся ситуации.

Ключевые слова:

непрерывное медицинское образование, аккредитация, генетика, лабораторная генетика

Качество оказания медицинской помощи напрямую зависит от подготовки специалистов, для чего им необходимо владеть современными методами диагностики и лечения заболеваний, обладать способностью и готовностью применять новейшие достижения медицинской науки, быть в курсе всех достижений, что возможно при командной работе специалистов разного профиля. Структура современной лаборатории сложна и, в ряде случаев, невозможно ее функционирование без специалистов «немедицинского профиля» – биологов, химиков, биоинформатиков. Особенно это касается современной генетической лаборатории.

Между тем одной из особенностей современной российской медицинской системы является отсутствие в медицинских учреждениях должностей, на которые могут быть приняты специалисты с высшим естественнонаучным образованием. Список должностей регулируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [6], согласно которому большинство специалистов должно иметь высшее или среднее медицинское образование. Для иллюстрации приведем несколько примеров. В приказе для ряда должностей в качестве допустимых указаны специальности «Биохимия» или «Биология». Но при этом следует отметить некоторую неоднозначность интерпретации должностей. Онтологически «Биохимия» является частным случаем «Химии», однако законодательно они различаются. Также следует отметить, что специализация выпускников по специальности «Биология» может сильно варьироваться. Следующий пример – из приказа МЗ СР РФ от 23 июля 2010 г. № 541н [6]. Специалист на должность «Медицинский физик» обеспечивает техническое оснащение структурных подразделений. Для этой должности, согласно приказу, требуется образование по специальности «Медицинская физика» или «Физика атомного ядра и частиц» с дополнительным образованием по специальности «Медицинская физика». Однако в настоящее время границы между специальностями «Медицинская физика» и «Медицинская биофизика» весьма условны, несмотря на наличие небольших различий в образовательных программах.

Что касается генетики, то в списке должностей есть разделение по специальностям «Биофизика» и «Медицинская биофизика»; «Медицинская физика» и «Медицинская биофизика», «Биохимия» и «Медицинская биохимия». Интересно отметить в списке требований наличие специальности «Медицинская кибернетика». Согласно приказу, высшее образование по специальности «Медицинская кибернетика» подходит для должностей: «врач клинической лабораторной диагностики», «врач-рентгенолог», «врач-специалист». Согласно определению, «Медицинская кибернетика» является научным направлением, связанным с использованием идей, методов и технических средств кибернетики в медицине и здравоохранении. Кибернетика как направление продолжает существовать, однако наиболее близким современным аналогом термину «кибернетика» является биоинформатика. Однако биоинформатики в списке специальностей нет. Данные свидетельствуют о необходимости определенной модернизации списка должностей, указанных в приказе.

Требования к специалистам нельзя отделять от систем первичного высшего образования и повышения квалификации, готовящих кадры. Остановимся на этом подробнее.

Растет число ВУЗов и факультетов, выпускающих специалистов по востребованным рынком междисциплинарным областям (специальностям), не указанным в приказе. Оптимальным вариантом являлся бы отход от детального перечисления конкретных специальностей в пользу групп специальностей или даже областей знания. Альтернативой требованию о наличии определенной образовательной специальности могли бы стать экзамены или тесты для представителей смежных (естественно-научных) специальностей, претендующих на конкретную должность.

Одна из особенностей современной медицины – быстрое ее развитие, что накладывает определенные ограничения на образовательный процесс. Скорость развития отдельных областей такова, что уже через год информация может устареть или существенно обновиться. Высокая скорость развития областей – плюс для области, но минус для образования, так как образовательный уровень выпускников не поспевает за требованиями, диктуемыми областью, а квалификация специалистов-выпускников отстает от реальной потребности. В свете этого особенно актуальными становятся краткосрочные курсы повышения квалификации.

Чрезвычайно активно развивающиеся методы лабораторной генетики (используемые технологии, платформы) ограничивают возможность введения всех новшеств в образовательный план, так как согласование и утверждение планов требует времени.

Для полноценной интеграции в широкомасштабный образовательный процесс нужны образовательные программы и специалисты, которых сейчас не хватает. Без наличия образовательных программ невозможно полноценно обучать специалистов и тестировать квалификацию сотрудников. Ввиду этого наиболее целесообразной и экономически обоснованной является централизованная целевая подготовка узкотематических специалистов. Несмотря на востребованность области, в процентном соотношении специалистов по генетике мало. Помимо системы повышения квалификации для врачей нужно более активное привлечение специалистов естественно-научного профиля для лабораторной и научной работы.

Более того, исторически в лабораториях, занимающихся генетическими исследованиями, работали и работают специалисты немедицинского профиля, как в случае, о котором идет речь в письме, поступившем на электронный адрес кафедры медицинской генетики РМАНПО medgen@rmapo.ru (публикуется с согласия авторов):

«Обращаются к Вам врачи-лабораторные генетики, работающие в практическом здравоохранении более 27 лет, за разъяснениями сложившейся ситуации.

С 1990 г. мы работаем на одном месте в медико-генетической консультации Курской областной клинической больницы сначала в должности врачей-лаборантов генетиков, а затем в должности врачей-лабораторных генетиков.

Прошли первичную специализацию (1992 г.; 1993 г.) на базе Центрального института усовершенствования врачей по циклу «Наследственные болезни и их лабораторная диагностика», с присвоением звания врач-лаборант-генетик. Неоднократно повышали свою квалификацию по специальности и имеем сертификат специалиста, оканчивающийся в октябре 2017 г. Являемся врачами высшей квалификационной категории, кандидатами биологических наук.

По специальности мы:

биолог –  Воронежский государственный университет и

биохимик – Харьковский государственный университет.

Были приняты на работу согласно приказу Минздрава СССР № 418 [2] от 13 июля 1989 г. на должность врача-лаборанта-генетика.

Существуют ли приказы Министерства здравоохранения РФ и Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, поясняющие возможность работать, получать сертификат специалиста и проходить аккредитацию специалистам врачам-лабораторным генетикам с биологическим образованием?

Мы нашли приказы МЗ РФ, поясняющие возможность работать врачам-лаборантам КДЛ с биологическим образованием, а поясняющих документов, касающихся врачей-лабораторных генетиков с биологическим образованием, нет.

Должность врача-лаборанта сохраняется для специалистов с немедицинским образованием, принятых на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу МЗ СР РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [6]. Эта должность присутствует в номенклатуре должностей, принятой в соответствии с приказом МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» [8] (вступил в силу 07 апреля 2013 г.). Должность же врач-лабораторный генетик присутствует как и в этих приказах, так и в приказе МЗ РФ № 707н [9] от 08 октября 2015 г.

В марте 2017 г. мы прошли повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Избранные вопросы лабораторной диагностики наследственных заболеваний» в объеме 144 часа. Сертификата специалиста нам не выдали, мотивируя это тем, что выдача сертификата на медицинскую деятельность лицам с немедицинским образованием противоречит современным нормативам, в частности, приказу № 982н от 29 ноября 2012 г. «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам» [7]. Специалисты, принятые на работу до 1 октября 1999 г. на должности врачей-лаборантов, могут продолжить профессиональную деятельность в этих должностях без сертификата специалиста. Но мы относимся к врачам-лабораторным генетикам и на протяжении всей своей деятельности выполняли квалификационные обязанности врача согласно нормативным документам. Может ли нам обучающая организация выдать сертификат специалиста, так как нет разъясняющих документов, касающихся врачей-лабораторных генетиков с биологическим образованием, имеющих большой стаж работы в практическом здравоохранении?

Согласно приказу МЗ РФ № 127н [10] от 25 февраля 2016 г., лицам, имеющим медицинское, фармацевтическое и иное образование, необходимо проходить аккредитацию специалистов. Каким образом и где можно в дальнейшем повышать квалификацию, проходить аккредитацию нам как врачам-лабораторным генетикам с биологическим образованием, если нет возможности зарегистрироваться на сайте непрерывного медицинского образования без сертификата?»

Проанализировав документы, прежде всего приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» [8], мы выявили включенные в него должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, в том числе должность «Биолог». Наименование должности «Врач-лаборант» сохранилось в указанной Номенклатуре для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

Приказ МЗ СР РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [6], регламентирует прием биолога на работу в лабораторию и при этом требует наличие у него высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования (ДПО) в соответствии с направлением профессиональной деятельности. В данном случае имеется в виду ДПО, предназначенное специально для биологов. Сертификат специалиста в данном случае для устройства на работу не требуется, соответственно, нет необходимости и в подтверждении сертификата. Ситуацию подробно разъяснил А.Г. Кочетов [12]: http://www.fedlab.ru/minzdrav/biologam-i-vracham-laborantam/

В данном случае у коллег имеется высшее немедицинское образование: «Биология» и «Биохимия». При этом специальность «врач-лабораторный генетик» является медицинской специальностью, которую, в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1], приказами МЗ СР РФ от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» [5] и МЗ РФ от 30 декабря 1993 № 316 (ред. от 05 августа 2003 г.) «О дальнейшем развитии медико-генетической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации» [3], могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста. Однако ранее действовал приказ Минздрава СССР от 13 июля 1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью»», утвержденный Приложением 1 к приказу министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 г. № 990 [2], по которому лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-лаборантов и врачей-генетиков, а «биохимики» — к должности врач-лаборант. Этот приказ действовал до выхода приказа Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» [4], в котором руководитель медицинской организации мог вводить должность биолога. В данном случае специалисты, принятые на соответствующие должности до 1997 г., могут продолжать работать без сертификата специалиста, однако принятие на работу таких специалистов возможно только на должность биолога, причем решает вопрос о введении этой должности в штатное расписание руководитель медицинского учреждения.

В Письме Минздрава России от 17 апреля 2013 г. № 16-5-12/11 [11] разъяснено, что биологи могут периодически повышать свою квалификацию, однако сертификат специалиста им не выдают. Аккредитация биологов в системе непрерывного медицинского образования также пока не оформлена.

Все это ставит специалистов немедицинских специальностей в затруднительное положение относительно своих прав на работу в медицинских учреждениях и дополнительное профессиональное образование. Однако реалии таковы, что именно в медицинской генетике будет необходимо все больше таких специалистов.

В европейских странах признали необходимость в специалистах немедицинского профиля, в связи с чем Европейская коллегия медицинских генетиков (European Board of medical genetics [14]) с 2014 г. организует проведение ежегодных экзаменов с выдачей сертификата «клинического лабораторного генетика» (European registered Clinical Laboratory Geneticists [15]). Получение данного сертификата специалистом немедицинского профиля означает наличие глубоких знаний в области медицинской генетики и других смежных дисциплин, которые соответствуют европейским стандартам и основному учебному плану Европейской коллегии медицинских генетиков.

 

Список литературы

  1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ, статья 100 // Российская газета. – 2011. – №263.
  2. Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 21.10.1974 №990: Приказ Минздрава СССР от 13.07.1989 № 418 (прекратил действие) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О дальнейшем развитии медико-генетической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 30.12.1993 № 316 (ред. от 05.08.2003) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. № 380 // Здравоохранение. – 1998. – №№ 6-8.
  5. Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н. Зарегистрировано в Министерстве Юстиции России 9 июля 2009 г. Регистрационный № 14292 // Российская газета. – 2009. – № 158.
  6. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010г. № 541н. Зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 25 августа 2010 г. Регистрационный № 18247 // Российская газета. – 2010. – №
  7. Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982н. Зарегистрировано в Министерстве Юстции РФ 29 марта 2013 г. Регистрационный № 27918 // Российская газета. – 2013. – №
  8. Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1183н. Зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 18 марта 2013 г. Регистрационный №27723 // Российская газета. – 2013. – №
  9. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н. Зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 23 октября 2015 г. Регистрационный № 39438 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2012-2015/707n.pdf
  10. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: Приказ Минздрава РФ от 25.02.2016 № 127н. Зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 14марта 2016 г. Регистрационный № 41401 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/zakoni/prikaz_127n_podpisannyi.pdf
  11. О некоторых вопросах формирования штатного расписания медицинской организации: Письмо Минздрава России от 17.04.2013 № 16-5-12/11 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Кочетов А.Г. О биологах в клинико-диагностических лабораториях. // Справочник заведующего КДЛ. – 2013. – № – С. 3-6.
  13. Биологам и врачам-лаборантам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fedlab.ru/minzdrav/biologam-i-vracham-laborantam/
  14. European Board of Medical Genetics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eshg.org/clg.0.html
  15. European registered Clinical Laboratory Geneticist (ErCLG). Corecurriculum[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eshg.org/fileadmin/eshg/EBMG/CLG/Core-Curriculumpdf

 

Баранова Е.Е.1, Беленикин М.С.2, Заяева Е.Е.1

1ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 123995, г. Москва, ул. Баррикадная, д.2/1, e-mail: medgen@rmapo.ru

2 ФГБОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)», 141701, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9

Abstract:

The review article is carried out the analysis of the regulatory documentation for the implementation the procedure of accreditation for medical specialists in Russia. The feature of work in the field of human genetics, the role of specialists of "non–medical profile" - biologists, chemists, bioinformatics in the modern genetic laboratory also had been analyzed. It is shown that, despite the important role of these specialists in the modern genetic laboratory, there is practically no possibility of their employment in medical institutions, and the structure of continuous medical education (CME) doesn’t describe a way of their professional development. Possible ways of solving the current situation are proposed and tabled for discussion.

Keywords:

continuous medical education, accreditation, genetics, laboratory genetics

Профессия 23.10.2018