ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 16 октября 2020

    Вышел в свет второй номер нашего журнала за 2020 год. Ведущие темы номера: цифровая педагогика и дистанционное образование в условиях пандемии, материалы к 90-летию РМАНПО.

  • 10 октября 2020

    Поздравляем наших коллег со 100 летием Казанской государственной медицинской академии! Подробности о юбилее читайте в во втором номере нашего журнала за этот год: https://bit.ly/2TbQVGc.

  • 10 июля 2020

    Публикуем материалы первого за 2020 год номера нашего журнала. Продолжается рубрика «К 90-летию РМАНПО», пополняются разделы «Практика» и «Профессия». Ждем новых авторов!

  • 31 мая 2020

    Вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2019 год. Читайте статьи специалистов и преподавателей кафедр РМАНПО. Ждем Ваши отзывы, замечания и предложения, и, конечно же, новые материалы!

  • 23 апреля 2020

    Обращаем ваше внимание на актуальную на сегодня публикацию кафедры эпидемиологии РМАНПО (М.И. Петрухина, Н.Г. Политова, Н.В. Старостина, Н.А. Алешо), посвященную программам повышения квалификации специалистов в данной области.

  • 20 апреля 2020

    Навстречу юбилею Великой Победы мы публикуем в третьем номере статьи М.М. Кнопова и Н.В. Шестак, посвященные самоотверженному труду военных медиков и Центрального института усовершенствования врачей (теперь РМАНПО).

Профессия

  • #2/20 СУЩНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

    аннотация

    Цифровая педагогика в высшей школе рассматривается как раздел профессиональной педагогики, изучающий теоретические и практические проблемы высшего образования, основные составляющие образовательного процесса в вузе (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание), а также особенности и условия, обеспечивающие эффективное представление образовательных услуг обучающимся при помощи информационных технологий и интернета. Поставлены задачи цифровой педагогики как науки. Определены риски цифровой педагогики. Сформулированы пути развития цифровой педагогики на ближайшие годы.
    Digital pedagogy in higher education is considered as a branch of professional pedagogy that studies theoretical and practical problems of higher education, the main components of the educational process in higher education (laws, principles, forms, methods, technologies, content), as well as features and conditions that ensure the effective presentation of educational services to students using information technology and the Internet. The tasks of digital pedagogy as a science are set. The risks of digital pedagogy are identified. The ways of development of digital pedagogy in the coming years are formulated.
  • #2/20 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

    аннотация

    Дистанционное обучение – одна из новаций, которую привнесла в нашу жизнь сложившаяся эпидемиологическая обстановка. Кафедра акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии (КГМА) проводит циклы повышения квалификации полностью в дистанционном формате. Целью исследования стало: оценить готовность как врачей-ординаторов, так и врачей со стажем к саморазвитию и самообразованию в виде дистанционного обучения с оценкой отношения к переходу за последние 3 месяца на электронные ресурсы. Было выявлено, что молодые врачи более способны и подготовлены к саморазвитию и самообразованию, у них значительно лучше развиты умениясамостоятельно работать с интернетом на любых платформах. Результаты нашего опроса показали, что 46,8% врачей удовлетворены дистанционными методами обучения. Они считают удобным дистанционное общение, так как это позволяет совмещать обучение с рабочим процессом и выбирать оптимальное время для занятий. Предложенные методы и платформы для образования так же являются удобными. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение в медицине не только возможно, но и позволяет эффективно решать актуальные образовательные задачи.
    Distance learning is one of the innovations that the current epidemiological situation has brought to our lives. The Department of Obstetrics and Gynecology of the Kazan State Medical Academy conducts continuing education cycles in full distance format. The aim of the study was: to assess the readiness of both resident doctors and doctors with experience in self-development and self-education in the form of distance learning with an assessment of the attitude to the transition over the past 3 months to electronic resources. It was revealed that young doctors are more capable and prepared for self-development and self-education, as well as the ability to work independently with the Internet on any platform. As a result of our survey, 46.8% of doctors are satisfied with distance learning methods. Doctors also consider it convenient to communicate remotely, as this can be combined with the workflow and choose the optimal time for classes. The proposed methods and platforms for education are also convenient. All of the above allows us to conclude that distance learning in medicine is possible and allows you to effectively solve current educational problems.
  • #2/20 ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 В ВЫСШЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    аннотация

    Тенденция к внедрению дистанционного формата обучения стала формироваться с распространением интернет-технологий, и перевод образовательного процесса в online-формат начал рассматриваться как возможная альтернатива традиционной форме организации учебного процесса. Глобальная пандемия COVID-19 оказала большое влияние на систему образования в Российской Федерации. При введении изоляционных и карантинных мер была ограничена возможность прямого общения людей.В таких форс-мажорных обстоятельствах большинство учебных заведений продолжили свою образовательную деятельность дистанционно. В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись практикующие педагоги в высшем и дополнительном профессиональном образовании при работе в период режима самоизоляции. С учетом полученного опыта обсуждаются возможности и условия, необходимые для создания полноценной альтернативы традиционной форме организации учебного процесса в таком виде дистанционного формата, как online-занятия.
    The trend towards the spread of distance learning format began to take shape with the spread of Internet technologies, and the translation of the educational process into an online format began to be seen as a possible alternative to the traditional form of organization of the educational process. The global COVID-19 pandemic has had a major impact on the education system in the Russian Federation. With the introduction of isolation and quarantine measures, the possibility of direct communication between people was limited. In such force majeure circumstances, most educational institutions continued their educational activities remotely. This article discusses the problems faced by practicing teachers in higher and additional professional education during work during the isolation regime. Based on the experience gained, the necessary conditions are discussed for the possibility of creating a full-fledged alternative to the traditional form of organization of the educational process in the form of a remote format for online classes.
  • #1/20 СИНДРОМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАБИЛИТАЦИИ

    аннотация

    Существующая система подготовки большинства специалистов реабилитационного профиля основана на нозологическом принципе. Такой специалист не в состоянии вникнуть в тонкости всех болезней, с которыми ему приходится встречаться. Использование синдромно-патогенетического подхода имеет ряд преимуществ: синдромов меньше, чем болезней, что позволяет унифицировать большинство методов реабилитационной терапии. Необходимо начать разработку учебных программ по физиотерапии, лечебной физкультуре и массажу с учётом синдромно-патогенетического подхода.
    The existing system of preparation of most rehabilitation professionals profile based on nosological principle. Such specialist is unable to grasp the subtleties of all diseases, with whom he had met. Using syndromic pathogenetic approach has several advantages: syndromes of less than the diseases that can unify most of the methods of rehabilitation therapy. We must begin to develop training programs on physical therapy, exercise therapy, massage, and partly - for restorative medicine based syndromic pathogenetic approach.
  • #1/20 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРИ БОЛЕЗНЯХ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ: ОБЗОР ОБНОВЛЁННЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ И КРИТЕРИЕВ

    аннотация

    Болезни системы кровообращения представляют собой важную медико-социальную проблему: они вызывают стойкие нарушения здоровья, приводя к ограничениям в социально значимых категориях жизнедеятельности, социальной недостаточности, утрате профессиональной трудоспособности, и могут явиться причиной инвалидности. В данной статье рассматриваются критерии и классификации, которые используются при проведении медико-социальной экспертизы лиц с болезнями системы кровообращения.
    Diseases of the circulatory system are very important medical and social problems: they can cause persistent impairments of health, leading to limitations in socially significant life areas, handicap, loss of working capacity and disability. This article considers classifications and criteria, which are used during medical and social expertise of persons with diseases of the circulatory system.
  • #3/19 Великая Победа (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.)

    аннотация

    В статье представлен существенный вклад военной медицины и гражданского здравоохранения в Победу в годы Великой Отечественной войны.
    The article presents the significant contribution of military medicine and civil health to the Victory during the Great Patriotic war.
  • #3/19 Формирование культуры научной речи аспирантов-медиков в процессе изучения дисциплины «История и философия науки»

    аннотация

    Одним из сложнейших вопросов подготовки аспирантов является проблема формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций, определяющих уровень качества подготовки исследователей и преподавателей. Опыт преподавания базовой дисциплины «История и философия науки» доказывает правомерность тезиса о том, что культура научной речи должна формироваться в процессе освоения всех дисциплин образовательной программы путем внедрения методов активизации учебного процесса и увеличения доли самостоятельной работы аспирантов. При этом основополагающим курсом, задающим вектор развития научной речи аспиранта, является философская дисциплина.
    One of the most difficult issues of postgraduate training is the problem of forming universal and general professional competencies that determine the level of quality of training. The experience of teaching the basic discipline «History and philosophy of science» proves the validity of the following thesis that the culture of scientific speech should be formed in the process of studying all the disciplines of the educational program by introducing methods of activating the educational process and increasing the share of independent work of students. At the same time, the fundamental course that sets the vector for the development of scientific speech of a student is a philosophical discipline.
  • #2/19 Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача

    аннотация

    В статье проанализированы возможности наставничества в системе непрерывного профессионального развития врача. Отмечается значимость наставничества в решении насущных проблем отечественного здравоохранения, необходимость его развития как кадровой технологии с педагогической точки зрения. Предлагаются результаты оценки различных моделей наставничества, наиболее приемлемых в медицинских организациях.
    The article analyzes the possibilities of mentoring in the system of continuous professional development of a doctor. The author notes the importance of mentoring in solving urgent problems of national health care, the need for its development as a personnel technology from a pedagogical point of view. The results of evaluation of various mentoring models that are most acceptable in medical organizations are offered.
  • #1/19 Принцип преемственности в фундаментальной подготовке врачей, организованной на основе решения профессиональных задач

    аннотация

    Цель: Концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации обозначила задачи по решению проблемы преемственности подготовки врачей между разными уровнями и этапами медицинского образования. Эта проблема затрагивает не только педагогов, но и работников практического здравоохранения. В этой связи цель исследования заключается в определении преемственности как условия фундаментальной подготовки врачей на основе решения профессиональных задач. Методы: Для определения роли принципа преемственности в фундаментальной подготовке врачей на основе решения профессиональных задач использовался сравнительно-сопоставительный анализ биологической подготовки врачей и контент-анализ, модифицированный ученым-методистом А.В. Теремовым в аспекте способности и готовности обучающихся к решению профессиональных задач на разных уровнях медицинского образования (специалитет → ординатура (уровень подготовки кадров высшей квалификации) → дополнительное профессиональное образование). Результаты: Анализ профессиональных задач позволяет констатировать, что между разными уровнями медицинского образования сохраняется преемственность как в видах профессиональной деятельности, так и типах профессиональных задач. При этом на каждом последующем уровне медицинского образования наблюдается усложнение профессиональных задач, связанное с увеличением функциональных обязанностей врачей различных медицинских специальностей. Принцип преемственности проявляется в согласованности и поступательности профессиональных задач, преобразующихся в учебно-профессиональные задачи и являющихся структурной единицей содержания. В свою очередь между учебно-профессиональными задачами также наблюдается преемственность. Выводы: Определены группы учебно-профессиональных задач: типы – инвариантные и вариативные задачи; класс ‒ специализированные задачи; виды – задачи на «обоснование-объяснение», на «определение-выявление», позволившие определить их взаимосвязь на разных уровнях медицинского образования (специалитет → ординатура → дополнительное профессиональное образование), обеспечивающие преемственность содержания и организации учебной деятельности обучающихся, что способствует непрерывности медицинского и фармацевтического образования.
    Objective: the Concept of continuous medical and pharmaceutical education in the Russian Federation outlined the tasks of solving the problem of continuity of doctors' training between different levels and stages of medical education. This problem affects not only teachers, but also practicioners. In this regard, the aim of the study is to determine the continuity as a condition for fundamental training of doctors on the basis of solving professional problems. Methods: to determine the role of the principle of continuity in the fundamental training of doctors on the basis of solving professional problems, a comparative analysis of biological training of doctors and content analysis modified by methodologist A.V. Teremov in the aspect of the ability and readiness of students to solve professional problems at different levels of medical education (specialist degree → residency (level of training of highly qualified personnel) → additional professional education) was used. Results: The analysis of professional tasks allows to state that between different levels of medical education there is continuity in both types of professional activities and types of professional tasks. At the same time, at each subsequent level of medical education, there is a complication of professional tasks associated with an increase in the functional responsibilities of doctors of various medical specialties. The principle of continuity is manifested in the consistency and consistency of professional tasks, which are transformed into educational and professional tasks and are a structural unit of content. In turn, there is also continuity between educational and professional tasks. Conclusions: groups of educational and professional tasks are defined: types-invariant and variable tasks; class-specialized tasks; types - tasks on "justification-explanation", on "definition-identification", which allowed to determine their interrelation at different levels of medical education (specialization → residency → additional professional education), providing continuity of the content and organization of educational activities of students, which contributes to the continuity of medical and pharmaceutical education.
  • #4/18 Медицинское образование в России: современное состояние

    аннотация

    В статье рассматривается и анализируется современное состояние медицинского образования в России. Затрагиваются вопросы симуляционного обучения, аккредитации специалистов. В статье отражены основные положения  Концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, показана роль Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования в системе российского медицинского образования.
    In this article the current situation of medical education in Russia are discussed and analyzed. The issues of simulation training, accreditation of specialists are touched upon. The article reflects the main provisions of the concept of continuing medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period up to 2021, it shows the role of the Russian medical Academy of continuing professional education in the system of Russian medical education.