ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 18 октября 2019

    Редакция журнала заключила Договор на размещение наших материалов в базе данных E-Library (РИНЦ). Теперь Ваши публикации будут учитываться в рейтингах публикационной активности и в кафедральных отчетах.

  • 18 сентября 2019

    У нас вышел первый номер 2019 года. Читайте и делитесь свои мнением о вышедших публикациях. Электронный адрес редакции см. на странице «Контакты»

  • 10 марта 2019

    Наш журнал открыт для сотрудничества со специалистами и преподавателями медицинских вузов и организаций со всей страны. Как связаться с редакцией Вы можете узнать на странице нашего сайта «Контакты». Продолжаем набор материалов в в первый и второй выпуски нашего издания.

  • 25 января 2019

    Четвертый номер нашего журнала наконец-то появился на страницах нашего сайта. Читайте статьи номера, делитесь своими мнениями. Ждем Ваших материалов в первые номера 2019 года.

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

Профессия

  • #1/19 Принцип преемственности в фундаментальной подготовке врачей, организованной на основе решения профессиональных задач

    аннотация

    Цель: Концепция непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации обозначила задачи по решению проблемы преемственности подготовки врачей между разными уровнями и этапами медицинского образования. Эта проблема затрагивает не только педагогов, но и работников практического здравоохранения. В этой связи цель исследования заключается в определении преемственности как условия фундаментальной подготовки врачей на основе решения профессиональных задач. Методы: Для определения роли принципа преемственности в фундаментальной подготовке врачей на основе решения профессиональных задач использовался сравнительно-сопоставительный анализ биологической подготовки врачей и контент-анализ, модифицированный ученым-методистом А.В. Теремовым в аспекте способности и готовности обучающихся к решению профессиональных задач на разных уровнях медицинского образования (специалитет → ординатура (уровень подготовки кадров высшей квалификации) → дополнительное профессиональное образование). Результаты: Анализ профессиональных задач позволяет констатировать, что между разными уровнями медицинского образования сохраняется преемственность как в видах профессиональной деятельности, так и типах профессиональных задач. При этом на каждом последующем уровне медицинского образования наблюдается усложнение профессиональных задач, связанное с увеличением функциональных обязанностей врачей различных медицинских специальностей. Принцип преемственности проявляется в согласованности и поступательности профессиональных задач, преобразующихся в учебно-профессиональные задачи и являющихся структурной единицей содержания. В свою очередь между учебно-профессиональными задачами также наблюдается преемственность. Выводы: Определены группы учебно-профессиональных задач: типы – инвариантные и вариативные задачи; класс ‒ специализированные задачи; виды – задачи на «обоснование-объяснение», на «определение-выявление», позволившие определить их взаимосвязь на разных уровнях медицинского образования (специалитет → ординатура → дополнительное профессиональное образование), обеспечивающие преемственность содержания и организации учебной деятельности обучающихся, что способствует непрерывности медицинского и фармацевтического образования.
    Objective: the Concept of continuous medical and pharmaceutical education in the Russian Federation outlined the tasks of solving the problem of continuity of doctors' training between different levels and stages of medical education. This problem affects not only teachers, but also practicioners. In this regard, the aim of the study is to determine the continuity as a condition for fundamental training of doctors on the basis of solving professional problems. Methods: to determine the role of the principle of continuity in the fundamental training of doctors on the basis of solving professional problems, a comparative analysis of biological training of doctors and content analysis modified by methodologist A.V. Teremov in the aspect of the ability and readiness of students to solve professional problems at different levels of medical education (specialist degree → residency (level of training of highly qualified personnel) → additional professional education) was used. Results: The analysis of professional tasks allows to state that between different levels of medical education there is continuity in both types of professional activities and types of professional tasks. At the same time, at each subsequent level of medical education, there is a complication of professional tasks associated with an increase in the functional responsibilities of doctors of various medical specialties. The principle of continuity is manifested in the consistency and consistency of professional tasks, which are transformed into educational and professional tasks and are a structural unit of content. In turn, there is also continuity between educational and professional tasks. Conclusions: groups of educational and professional tasks are defined: types-invariant and variable tasks; class-specialized tasks; types - tasks on "justification-explanation", on "definition-identification", which allowed to determine their interrelation at different levels of medical education (specialization → residency → additional professional education), providing continuity of the content and organization of educational activities of students, which contributes to the continuity of medical and pharmaceutical education.
  • 4/18 Рабочая программа практики подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология» по теме «Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»

    аннотация

    Представлена рабочая программа практики подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология», которая разработана для подготовки врачей психиатров-наркологов и предназначена для формирования профессиональных компетенций в профилактической, диагностической, психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности в области проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии с установленными требованиями и стандартами. Целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.  
    The working program for the training of higher education personnel in residency on specialization 31.08.21 «Psychiatry-narcology», which is developed for training of psychiatrists-narcologists and it is intended for the formation of professional competencies in preventive, diagnostic, psychological, pedagogical and organizational and managerial activities in the field of medical examination for intoxication in accordance with the established requirements and standards. The purpose of the medical examination is to establish the presence or absence of a state of intoxication, the facts of alcohol, drugs, psychotropic, new potentially dangerous psychoactive, intoxicating or other intoxicating substances in cases established by the legislation of the Russian Federation.    
  • 4/18 Медицинское образование в России: история, современное состояние, принципы (продолжение)

    аннотация

    В статье рассматриваются исторические аспекты  развития медицинского образования в России,  анализируется его современное состояние. Затрагиваются вопросы симуляционного обучения, аккредитации специалистов. В статье отражены основные положения  Концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, показана роль Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования в системе российского медицинского образования.
    This article discusses the historical aspects of the development of medical education in Russia, analyzes its current state. The issues of simulation training, accreditation of specialists are touched upon. The article reflects the main provisions Of the concept of continuing medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period up to 2021, shows the role of the Russian medical Academy of continuing professional education in the system of Russian medical education.
  • 4/18 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (по итогам конференции «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине»)

    аннотация

    Специалисты и преподаватели ФГБОУ ДПО РМАНПО приняли активное участие в IX Международной конференции «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VII Cъезде Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2018», прошедших в Москве в октябре 2018 года. Важные моменты развития системы непрерывного медицинского образования были озвучены в докладе Т.В. Семеновой (Минздрав РФ).
    Experts and teachers of the Academy took part in the IX international conference «ROSMEDOBR-2018. Innovative training technologies in medicine» and VII Congress of the Russian society of simulation training in medicine «ROSOMED-2018», held in Moscow in October 2018. Important aspects of the development of continuous medical education were announced in the report of T.V. Semenova (Ministry of Health of the Russian Federation).
  • #3/18 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ В ОНКОЛОГИИ

    аннотация

    В статье отражено современное состояние проблемы ранней диагностики, лечения и профилактики онкологических заболеваний в России. В целях совершенствования преподавания дисциплин, связанных с персонализированной медициной в онкологии, предлагается инновационный междисциплинарный метод обучения научно-педагогических работников, разработанный в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.
    The article is devoted to the  issues of diagnostics, treatment and prevention of oncological diseases existing in Russia. Authors analyze the outlines of  improvement in teaching the disciplines involving the personalized medicine in oncology, the innovative cross-disciplinary approach to the training of scientific and pedagogical personnel which is developed at the RMANPO, Russia.
  • #3/18 МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРИНЦИПЫ

    аннотация

    В статье рассматриваются исторические аспекты развития медицинского образования в России, анализируется его современное состояние. Затрагиваются вопросы симуляционного обучения, аккредитации специалистов. В статье отражены основные положения Концепции непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, показана роль Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования в системе российского медицинского образования.
    In this article the historical aspects of the development of medical education in Russia are discussed and analyzed its current situation. Included covering of the issues of simulation training, accreditation of specialists.  The article reflects the main provisions of the concept of continuing medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period up to 2021, it shows the role of the Russian medical Academy of continuing professional education in the system of Russian medical education.
  • #2/18 АККРЕДИТАЦИЯ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГЕНЕТИКА» И «ЛАБОРАТОРНАЯ ГЕНЕТИКА»: ОЖИДАНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ «МЕДИЦИНСКИХ» И «НЕМЕДИЦИНСКИХ» СПЕЦИАЛИСТОВ

    аннотация

    В обзорной статье проведен анализ нормативной документации по внедрению в России процедуры аккредитации медицинских специалистов. Проанализирована особенность работы в области генетики человека, роль специалистов «немедицинского профиля» – биологов, химиков, биоинформатиков – в современной генетической лаборатории. Показано, что, несмотря на важную роль данных специалистов в современной генетической лаборатории, практически отсутствует возможность трудоустройства их в лечебно-профилактические учреждения, а в структуре НМО не прописан путь повышения их квалификации. Предложены и вынесены на дискуссию возможные пути решения сложившейся ситуации.
    The review article is carried out the analysis of the regulatory documentation for the implementation the procedure of accreditation for medical specialists in Russia. The feature of work in the field of human genetics, the role of specialists of "non–medical profile" - biologists, chemists, bioinformatics in the modern genetic laboratory also had been analyzed. It is shown that, despite the important role of these specialists in the modern genetic laboratory, there is practically no possibility of their employment in medical institutions, and the structure of continuous medical education (CME) doesn’t describe a way of their professional development. Possible ways of solving the current situation are proposed and tabled for discussion.
  • #2/18 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ)

    аннотация

    В данной статье представлены основные характеристики общей врачебной практики, раскрыта сущность компетенций дисциплины. Эти данные могут быть полезны при составлении учебных программ, а также при их освоении.
    The article contains statements of the main characteristics of the general practice and the core competencies. This information may be useful for developing teaching and learning programmes for training and for learning the discipline.
  • #2/18 НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ В ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

    аннотация

    Публикация посвящена актуальным вопросам повседневной работы и подготовки врачей общей практики. На примерах из профессионального опыта автор показывает необходимость повышения квалификации данных специалистов в системе непрерывного медицинского образования.
    The publication is devoted to the topical issues of daily work and training of General practitioners. Based on examples from professional experience the author shows the need to improve the skills of these specialists in the system of continuing medical education.
  • #2/18 ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    аннотация

    Статья посвящена концептуальным подходам к обучению управленческих кадров, выбору моделей обучения. Показаны социально-дидактическая ценность, целесообразность проектирования и реализации моделей обучения, ориентированных на особенности обучения взрослых людей, обладающих определенным уровнем подготовки, профессиональным опытом и навыками.
    The article is devoted to conceptual approaches to the training of management personnel, the choice of training models. We show the socio-didactic value, the appropriateness of designing and implementing learning models that are focused on the features of teaching adults who have a certain level of training, professional experience, and skills.